
Если хорошо поработать головой, то доход можно получать не только от вашей личной недвижимости, но и от чужой. И это все полностью законно. И не надо вкладывать миллионы в покупку!
Все еще не верится? Тогда читайте статью до конца:
Данная статья — вторая и заключительная в цикле статей о заработке на чужой недвижимости (так называемая стратегия субаренды).
Вот первая статья по этой теме: 4 шага по заработку от 30.000 рублей в месяц на чужой недвижимости — часть1
В первой части я рассказывал о том, как зарабатывать на чужих квартирах. А в группе в ВКонтакте делюсь последними новостями — подписывайтесь!
Сейчас расскажу, как использовать для этого чужую нежилую недвижимость: офисы, магазины, сферу услуг, склады:
При работе с нежилыми помещениями шаги делаем точно такие же, что и при работе с жильем (эти 4 шага описаны в первой части статьи). Поэтому повторять здесь я их не буду, а расскажу о особенностях, которые есть в субаренде нежилых помещений.
Первая особенность — площадь нежилого помещения, с которой можно работать по субаренде. Из опыта — можно подбирать объекты от 60м2, но оптимальнее площадь 150-200м2. Меньше 60м2 — будет невыгодно, больше 200м2 — тяжелее сдавать, особенно, если вы новичок в инвестициях в недвижимости.
Теперь, особенности по типам помещений:
Субаренда офиса:
Тут все максимально похоже на квартиры. Стараемся искать офисы с кабинетной планировкой. Если найдете такой вариант — сократите сумму вложений и срок окупаемости инвестиций раза в 2 — просто пересдали по кабинетам и профит!
Но таких идеальных вариантов не так и много на рынке, поэтому смотрим «смешанные» планировки — часть кабинеты, часть — опен-спейс. Получаем с собственника согласие на перепланировку и ставим перегородки, получаем дополнительное число кабинетов — все пересдаем.
Оптимальный размер кабинета для пересдачи — 10-15м2
Еще одна «фишка» офисов — можно сдавать их с предоставлением юридических адресов— это дополнительный заработок. Но тут надо действовать очень аккуратно, чтобы не «испортить»этот объект в глазах налоговой. Мы на своих офисных объектах придерживаемся правила: «1 арендатор = 1 юрадрес». Да, заработок меньше, зато и риски ниже.
Субаренда склада:
По площади требования примерно такие же, как у офисов. Но кабинетная планировка не нужна, состояние и расположение помещения может быть хуже, подойдут и подвальные или цокольные помещения. Отсюда и затрат на подготовку и запуск объекта — меньше, чем у офисов. Но и пересдать получится дешевле.
Склады мы можем сдавать в субаренду вообще без разделения на отдельные помещения — просто сдавая часть склада или стеллажей в общем помещении.
Субаренда торгового помещения:
Тут более жесткие требования по расположению объекта. Как правило это должны быть помещения на 1 этаже в проходных/проездных местах. Состояние тоже должно быть хорошим, поэтому либо сразу ищем с ремонтом, либо же придется самим вкладываться. Хотя и тут есть лайфхаки, на которых можно сэкономить, если будет интересно — ставьте лайки и пишите в комментариях, подскажу.
Площадь тут обычно нужна побольше — от 100-120 м2.
Из плюсов:
- не нужна кабинетная планировка, опен-спейс — в самый раз будет, сдаем части помещения.
- многие магазины любят садиться рядом друг с другом, чтобы «пользоваться» посетителями соседей — будет легче пересдать
- можно в одном помещении собрать схожих по видам деятельности субарендаторов и сформировать «тематические» объекты — например, фермерский мини-рынок или дом быта.