Карантин идет уже 2-й месяц, когда мы вернемся к прежней жизни и будет ли она прежней — под вопросом.
Но предприниматель найдет выход в любом случае и поэтому уже пора сделать первые выводы из ситуации, в которой мы все оказались.
Что уже сейчас надо сделать бизнесу, чтобы быть готовым к следующим кризисам:
1. Создать себе онлайн или удаленные каналы продаж
Лично мне было странно видеть и слышать, что в 2020 году есть производственные бизнесы, у которых нет даже минимальных онлайн-магазинов. Но такие, как оказалось, есть. Не надо так. Текущий кризис это показал во всей красе.
Помню смотрел в апреле интервью на канале РБК с грустным владельцем крупного мебельного производства (десятки магазинов мебели по всей России) — кризис, все закрылось и т.п.
И его ответ на вопрос корреспондента о продажах через интернет-магазин просто поразил — что-то типа «а у нас нет интернет-магазина, мы продавали через звонки и в оффлайне»!
Интернет-магазин, продажи через посадочные страницы, соцсети, онлайн-сервисы, интернет-порталы, интернет-доски объявлений, мобильные приложения и т.п. — все эти онлайн-каналы должно использоваться как каналы продаж и в мирное время. А уж во время кризиса они становятся «палочкой-выручалочкой» для бизнеса.
Сюда же относятся службы доставки. Если вы ими не пользовались — самое время озадачиться и организовать либо свою доставку, либо договориться с какой-то курьерской службой.
2. Все что можно — передать на удаленку
Либо быть готовым при необходимости быстро перевести сотрудников на удаленный формат работы.
Текущий кризис показал, что сотрудники нормально могут работать и без офиса. Технических средств для организации такой работы — уже достаточно, а скоро будет еще больше, так как бизнесы увидели новую нишу и сейчас будут ее заполнять, создавая разные удобные сервисы.
Многие предприниматели поняли, что, оказывается, ту же работу их сотрудники могут делать и не из офиса. Сами работники также «протестировали» такой формат работы и многие из них уже к этому готовы.
Проанализируйте, что можете вы оставить после кризиса на удаленке и оставьте!
У нас примерно 50% сотрудников — удаленщики. Так было еще до кризиса и эта модель показала свою эффективность. Как по мне — мы бы и остальные 50% перевели на удаленку, но работаем с недвижимостью, и тут специфика в том, что приходится работать «на земле», не все можно удаленно сделать.
3. Начать создавать финансовую подушку
Текущий кризис показал, что у подавляющего большинства бизнесов нет почти никаких финансовых запасов. В целом — это нормальная ситуация для малого бизнеса. Идет активное развитие, денег всегда не хватает, они нужны для текущих расходов и для роста, какие уж тут запасы!
О том, как я создаю свою финансовую подушку — в моем Яндекс.Мессенджере и группе в ВКонтакте — ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Однако, тут, как и для простого гражданина, важна финансовая дисциплина. Правило «заплати сначала себе» работает и для бизнеса. Если упрощенно: от всех поступлений вашего бизнеса сначала распределяйте часть средств в заранее определенные вами фонды. И тогда, при наступлении очередного кризиса у вас будет хоть какой-то запас. Да и в мирное время это позволит избежать кассовых разрывов и срывов в оплатах.
Мы в прошлом году создали у себя несколько фондов («Инвестиционный фонд» — для вложений в инвестобъекты, «Налоговый фонд» — для будущих налоговых выплат, «Резервный фонд» — для непредвиденных расходов). И с каждых поступлений мы, в заранее определенной пропорции, отчисляем в эти фонды средства. Это дает спокойствие и планомерность в развитии компании.
Состав фондов и размер отчислений в них определите сами, исходя из специфики вашего бизнеса. Здесь может быть и «Фонд ЗП» — на выплату заработной платы и «Фонд дивидендов» для выплаты учредителям.
Делитесь в комментариях, какие выводы вы сделали из этого кризиса? А если статья была полезна — ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ и ИНСТАГРАМ. А чтобы я понял, что не зря пишу — ставьте лайки и делайте репосты.